На дворе 21 век, век новых технологий. Нас постоянно окружают огромное количество современной техники. Электромобили не исключение из этого списка. На данный момент уже почти каждая большая современная автомобильная компания имеет у себя хотя бы один электромобиль. Их устройство довольной сложная штука, и чтобы описать весь принцип их работы и сотни статей не хватит, но сегодня я тут не для этого. Познание электромобилей можно начать с того, чтобы познакомиться с принципом их зарядки.
Сегодня есть несколько типов зарядки и несколько видов разъемов для зарядки электромобилей. Все компании пытаются придерживаться определенных стандартов, но есть некоторые компании, которые не любят придерживаться общепринятых норм и изобретают свои разъемы и типы зарядных станций. Яркий пример этого интересного поведения – компания Tesla со своим Supercharger. Им пришлось придумывать свои стандарты, потому что уже существующие на тот момент не подходили им, они были не так современны и функциональны.
Типы зарядных станций
И так, что же мы в итоге имеем? Существует 4 основных типа зарядных станций для общего использования. Я не буду вдаваться в подробности, пройду по теме поверхностно чтобы было понятно даже школьнику.
MODE 1
Для начала рассмотрим первый тип зарядки. При зарядке этого типа используется переменный ток. Мощность ее невелика, пропускает через себя ток в 16 А и напряжение в 240 В. Итоговая мощность выходит в ~4 кВт (пиковая мощность). Она использует лишь одну фазу, работает от бытовой сети (достаточно розетки). Вся система для зарядки состоит из простого кабеля и адаптера для относительно безопасного подключения, благодаря чему она получается самой доступной и простой. Несмотря на это, этот тип является самым небезопасным среди всех остальных.
MODE 2
Это более мощный тип зарядки, по сравнению с предыдущим. Более распространен и является стандартным. Соответственно и мощность у этой зарядки будет выше: уже 32 А и 240 В. Итого уже выходит 7,5 кВт (это так же пиковая мощность), что как минимум в 2 раза выше, чем у первого типа. Тут так же используется одна фаза. Он уже является более защищенным, поскольку тут стоит более усовершенствованная защита. За счет того, что система более мощная и безопасная ее цена так же выше, что делает ее менее доступной.
MODE 3
Самый мощный тип зарядки, который использует переменный ток. Он служит для быстрой зарядки электромобилей, используя уже 3 фазы получатся ток в 63 А и напряжение в 690 В. Мощность быстрой зарядки составляет 43 кВт
MODE 4
Так же, как и mode 3, является быстрой зарядкой, но в отличие от 3-го тут используется уже постоянный ток. У данного стандарта нет фиксированный мощностей, он использует напряжение в 600 В и силу тока до 400 А. Благодаря этому достигается мощность до 240 кВт. На данный момент это самый быстрый тип зарядки.
Разъемы в зарядных станциях
Теперь, когда мы разобрались с типами зарядки мы можем перейти и к разъемам, которые используются для «заправки»
Type 1 (J1772)
Так же его иногда называют SAE. Этот разъем используется в основном в США и Японии. В нем присутствует 5 контактов для подключения к автомобилю, а заряжает его он, используя mode 1 и mode 2.
Type 2 (Mennekes)
В отличие от первого, направлен на все европейские страны, так же использует уже не 5, а 7 контактов. Если смотреть на типы зарядки, то этот разъем может уже использовать и трехфазную сеть, благодаря чему он уже поддерживает и mode 3.
CHAdeMO
Это разъем, который обычно используют только 4 японские компании: Nissan, Toyota, Subaru и Mitsubishi. Он использует всего 2 контакта и mode 4 для подзарядки автомобиля
SAE Combo
Это новый американский стандарт, который может стать единым стандартом будущего. Он так же, как и его предшественник Type 1 используется в основном в США, но имеет существенное различие: она использует два типа тока одновременно (AC и DC). В отличие от своего предшественника Type 1, тут может использоваться не только mode 1 и mode 2, но и mode 3, что делает его более мощным.
CCS Combo Type 2
Это европейский стандарт, который использует постоянный и переменный токи, благодаря чему он использует type 2 вместе с type 4. Благодаря этому он может использовать ка медленную, так и быструю зарядку. В разъёме присутствуют два дополнительных контакта.
Беспроводная зарядка
Так же можно упомянуть и такой тип зарядки. Сейчас очень малое количество автопроизводителей поддерживает такой тип зарядок из-за их малой мощности и не самого высокого КПД. Но зато как удобно заехать на парковочное место и просто уйти, не открывая люк, не вставляя в него «пистолет»
Итоги
Подводя итоги это немалой статьи можно сказать, что на сегодняшний момент существует немалое количество стандартов для зарядки, и, к сожалению, их количество не уменьшается, а только наоборот. Можно вспомнить тот же самый Type 3 (специальная разработка для Италии и Франции, которая является более надежной, но поддерживает только Mode 2) или Gb/T (который используется только в китайских электромобилях, которых очень мало, поэтому не пользуется большим спросом). Даже с типами зарядки не все так просто, например в США существует только 3 (в отличие от четырех европейских).
Отдельного упоминания стоит компания Tesla, которая специально для себя создала разъём и отдельный тип зарядки, которые очень сложно найти на стандартной станции для заправки электромобилей.