Как долго я б не жил в Москве, я все равно остаюсь родом с Украины. В этом года поездка откладывалась с июня месяца. Хроническая нехватка времени привела к тому, что отправился в путь я уже с первым снегом. Эстиму пришлось оставить из-за банального отсутствия зимней резины (купить не успевал – на принятие решения об отъезде ушли ровно сутки). Приус был «подготовлен» в течении 40 минут, 30 из которых заняло натирание стекол японской гидрофобной жидкостью – оболденная вещь в дороге, особенно в дождь и ночью. Еще 10ть — заливка незамерзайки в бачек с одной ошибкой: в бачке незамерзайка, а форсунки на трасе все таки замерзли 🙁
Ехали всей семьей, двое пацанов в детских сидениях, с ДВД для развлечения в дороге 🙂
Выехали в ночь в воскресенье. По киевской трассе. По России дорога местами отличная, местами хорошая, местами терпимая, но практически везде есть разметка и хорошо читаемые знаки, крейсерская скорость составляла 130-140 км/ч без особых затруднений.
Всю дорогу, несмотря на снег в небе и на обочине, дорога была чистой, временами мокрой, но для передвижения вполне пригодной. На подъездах к Укране пошел буран, дорогу замело, и дорожные службы не успевали везде посыпать-поливать ее реагентами, поэтому местами пришлось идти «по приборам»… Снежная целина, и полное отсутствие разметки делало езду не очень приятной, скорость упала до 60-90 км/ч. При таком покрытии ощущения от дороги очень обманчивы, с одной стороны машина хорошо управляется по прямой, с другой при торможении возникают проблемы… Система стабилизации приуса дала знать о ледяной корке под снегом только лампочкой и плохим замедлением, в тоже время девятка, которая шла за мной чуть не улетела с дороги просто попытавшись притормозить…Будьте внимательны!.
Таможня не вызвала затруднений. Только лишь напрягли на Российской стороне, требуя точного (!!!) пересчета денег! А вот дальше началось самое интересное. На Украинской стороне стоит разруха на таможне, и таможенник сонно так сказал, что дальше «всего» 45 км объезда федеральной трассы из-за ее ремонта… Мы то думали, что объезд будет дорогой… Мы сильно заблуждались.
После пересечения шлагбаума к нам подбежал молодой парень и резво предложил «довести на киев»… Мы конечно отказались, какие же могут быть проблемы на ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТРАССЕ, соединяющей две столицы? Ха. После шлагбаума сразу пошла бетонка. Ровная, широкая, но бетонка без следов асфальтового покрытия, при том что приус резво держал крейсерские 100, я успокоился, по такой дороге можно ехать вполне нормально.
Через 3-4 километра дорогу перегородил знак на камне – только на лево. Повинуясь знаку — поворачиваю на асфальтовый проселок. Уже странно – но ехать можно. Еще 3-4 км – и непонятный знак: то ли налево, то ли направо и попытка поехать налево показывает что дорога там «не так укатана», ок, поворачиваем направо. Опа, а вот и та девятка – ждет. Неприятный холодок по спине, сон как рукой снимает и уже жалею что жена за рулем – она не оторвется. Для полноты картины вокруг глухая деревня, 3 часа ночи и всего две машины – наша и девятка… Поехали не останавливаясь, девятка за нами. Дальше хуже. В фарах футуристическая картина: огромная поляна намешенной грязи и заставший по самый каркас пустой скелет автовоза. Из грязи торчит «голова» тягача с оборванным тросами, и рядом задом наперед стоит другой автовоз, но все без огней и сзади стремительно приближающиеся фары девятки. Команда: «Дави и не останавливайся», выполняется женой четко.
На 80 мы вылетаем на эту поляну и успешно минуем ее не успев застрять. К своему облегчению понимаем, что выскочили обратно на остатки федеральной дороги и фар преследователей уже не видно. Вроде расслабились, вроде все теперь хорошо, объезд позади и дорога кончаться не собирается…
Упс. С полного хода вылетаем на гравийную дорогу шириной в четыре полосы с грузовыми колеями и гравием размером в кулак. По звукам от днища остаются одни ошметки. Дети перепугались. Я понимаю, что останавливаться нельзя, но у жены истерика – машина не может выйти из колеи и лязг камней становиться оглушительным – мы просто едем на брюхе. В голове пролетает детальная схема машины снизу — прикидываю на сколько все защищено и радуюсь, что поставил наконец то себе бронелист, если б не он – ни коробки, ни картера двигателя уже бы не было в живых. Потащившись 2-3 километра попадаем на «ровный» участок, на котором я решаю сменить супругу за рулем.
Первые секунды после остановки – ощущение оглохшего, гробовая тишина. Поменялись. Пробую тронуться. Тяжело, мигая лампочкой антибукса, машина начинает разгон. Скорость набирается медленно, за 5 минут с трудом разогнались до приемлемых 30 км/ч. Еще через несколько километров так же резко кончается гравий и начинаются «русские горки» в реале! Дальнейшая дорого равномерно и плотно засыпана огромными кучами песка и между ними петляет единственная грузовая колея! В песке. Начинается настоящее ралли, никогда не думал, что так сложно ехать, не имея права на ошибку. Чуть мимо накатанной колеи – песок и полная остановка…точное попадание в колею – днищем можно сесть на межколейное возвышение и тоже встать… надолго. Проскочили быстро, даже не успев испугаться – зато успев сильно взмокнуть.
Опять 200-500 метров «бетонки» и «федералка» опять закончилась кучей бульдозеров. Сворачиваем на лево и пробуем найти очередной объезд. Опять проселочная асфальтовая разбитая дорога. Пустые спящие деревни без указателей и названий. Отсутствие машин и людей. Плутая по дорогам и деревням, держусь правее, чтобы не уйти далеко от основной трассы. Наконец-то в фарах возникает куча строительной техники – близка федералка. Выскакиваю с облегчением на широкую бетонку. Впереди, в километрах 7-10 видны первые встречные фары! Ура. Дальше есть дорога, ориентируясь на фары набираю 90-100 км/ч, и расслабляюсь. Все вроде хорошо, машина ведет себя нормально, посторонних шумов нет.
Минуты через 2 покрытие внезапно сменяется с хорошей бетонки на бетонную крошку. Напрягся и бросил газ. Еще через несколько секунд в дальнем (хорошем!) свете фар появляется огромная куча щебня размером с полдороги – ровно посередине, а обочина из пологой превращается в глубокие отвесные обрывы по обеим сторонам дороги! И это без единого знака!!! Расстояние между кучей щебня и обочинами с двух сторон одинаково и равно 3/4 ширины машины! Торможу «в пол». Приус вяло замедляясь по прямой остается послушным. Куча приближается с неумолимостью великана. В тишине салона диалог:
–Успеваем? – тихо спрашивает жена.
–Нет.
На полнейшем автопилоте кручу руль влево, пытаясь сделать невозможное – проехать между обочиной и кучей щебня. Вариантов-то нет. Не отпуская ногу с тормоза, завожу машину влево и при первом же касании правым углом бампера кучи резко выворачиваю вправо, разгружая правую сторону, в глубине души надеясь, что машинке не так сильно достанется от этого касания. За кучей открывается песочный спуск вниз и вереница песочных холмов… «русские горки»… Пролетев еще метров 30!!! по песку останавливаемся внизу. До ближайшей кучи песка не дотянув метров 6… Встали. Зажмурился. Паркинг. Отпустил занемевшую нуга с тормоза. Впереди в фарах кучи песка, по бокам песок, мы стоим на наклонной площадке оставшейся от бульдозера. Выхожу остыть и оглядеться.
В ночной тишине приходит понимание второго рождения. Из повреждений на машине –пара царапин на бампере и соскочившее с креплений ухо бампера. Со злости ударяю кулаком по нему. Ширина площадки 1,5 машины. Уклон около 40%. Засада. Нужно же как то отсюда еще и выехать!!! Песок утрамбован, но только ровно в середине! Сделав круг вокруг машины, сажусь и молча пытаюсь выехать. Развернулся без приключений за 5 или 6ть заходов. Две первые попытки выехать увенчались неудачей. Для третьей отъехал подальше и нажал на газ поменьше… равномерность разгона и нагрузки на ось сделала свое дело – приус выехал. Объехав аккуратно туже кучу по своим следам, поехали обратно. Мы молчали. Говорить было нечего. Хотелось назад. Но обратной дороги не было. Точнее она где-то была, но мы ее не знали, как, впрочем, и дороги вперед.
Было принято решение плутать «до чего-нибудь». Или указателя. Или живого человека. Или машины. Последнее предпочтительней — ее водитель мог знать дорогу!
Отдаю руль жене и пытаюсь отдохнуть на пассажирском кресле. Сил уже нет. Периодически проваливаясь в забытье, пытаюсь следить за дорогой.
Петляние по дорогам привело нас в итоге в поле. Вправо от «нашей»колеи простиралась, на сколько хватало глаз, грязевое месиво, состоящее из кучи тракторных и грузовых следов… Напомнило чем-то фотографии застрявших тяжеловозов на сибирских федеральных трассах. Никогда не думал, что передвигаясь по европейской части материка можно попасть на такую же дорогу.
Через километр ухабы стали сильнее и крайняя легковая колея становилась все «страшнее», непрерывные «чирки» по днищу напрягают все сильнее. Начинаю понимать, что если поедем дальше, есть все шансы просто застрять. После недавних приключений сил на это уже нет, и найдя более-менее «ровную» площадку, выхожу для проверки визуально места для разворота… Нога с задержкой в 1 секунду проваливается в подмерзшую грязь. Приплыли. Нет, точно назад.
На разворот потратили пару минут, и поехали обратно, стараясь не сбиться с пути. Когда вернулись на последние остатки асфальтовой дороги, на встречу показался первый автомобиль. Тормозим! Мужики на джипе почти местные, с украинскими номерами, сказали что то, куда мы поехали и не смогли проехать, и есть дорога. У нас тихий ступор. У них то джип, а не городской автомобильчик. Но они сразу поправились, это самая короткая, есть асфальтовый вариант, длиннее километров на 20ть. Принимаю решение, что мы попробуем поехать длинным вариантом, там все таки есть шанс проехать без потерь для автомобиля. Попрощались. Джип скрылся в зеркале заднего вида покачиваясь на больших кочках. Мы опять одни. Но нужно ехать дальше.
Жена, практически молчавшая при переговорах с водителем джипа, сказала, что зря я так, они все таки могли нас провести через эту дорогу, на крайний случай вытащить, если мы где-то сядем. Прикинув шансы и время плутания по бесконечным деревням, начинаю жалеть о принятом решении – а не развернуться ли? Как в сказке, через километр опять встречка!!! На этот раз микроавтобус Мерседес с подмосковными номерами, который стоял на границе в очереди за нами. Водитель нас сразу узнал! (еще б не узнать, машина то в «боевой раскраске»). Теперь решаем ехать вместе. Не смотря на то, что дороги дальше нет, а микроавтобус везет «груз 200» и несколько пожилых женщин. Развернулись и в путь.
За автобусом ехать было проще, он освещал дорогу дальше и лучше выбирал колею и объезды больших ям банально потому, что сидел значительно выше и ему было виднее. Огромное спасибо водителю, он внимательно следил за тем, не отстали ли мы, старательно притормаживал на всех больших ямках. Без потерь пройти бездорожье не получилось, у автобуса на очередной кочке банально отвалилась пластиковая защита двигателя, и в нашем свете фар водитель с братом старательно ее выковыривали из под машины. Но вскоре вдали замаячили слабые огоньки деревни! Очередной этап пройден, дальше должно быть проще. Хотя…
Сразу едем на свет, как мотыльки. Это КОРОВНИК! Самый настоящий, с соответствующими атрибутами, вроде запаха, и в нем работают в столь ранний час люди! Молодая женщина на беглом чистом украинском объясняет дорогу. Я, увидев полное непонимание в глазах водителя Мерседеса, перевожу то, что она сказала. Мужик озадачен. Он думал, что на Украине поймет все что ему говорят… оказалось что есть места где не используют русский, вообще.
Ну да ладно. Едем по указанному направлению. И так мы поступали раз пять. Бесконечные перекрестки и села без названия. Все кто помогает, указывают НАПРАВЛЕНИЕ, а не дорогу. А дальше как хочешь. В конечном счете, мы едем по очередному направлению и запутываемся окончательно. Если ехать так, как нам сказал очередной житель очередной деревни, то нужен как минимум вертолет. А у нас всего приус и автобус.
Водила в автобусе уже начинает беситься и дергаться. Он, довольно быстро разогнавшись по проселку, вдруг резко тормозит и разворачивается. Мы покорно следуем за ним. Понимая, что вариантов нет. Тут происходит еще более странная вещь. Мерседес тормозит практически юзом и разворачивается как в кино с буксом и заносом задней оси! Шок. Но мы делаем тоже самое. Езда в бешенном темпе – и мы догоняем машину пожарной охраны! Как мы его останавливали… но остановили, перевели дух и пошли выяснять дорогу у водителя!
И тут еще одно совпадение: на обочине стоит тот самый джип, который мы встретили по дороге в середине пути. Мужики из джипа тоже заспешили к пожарной машине. Они явно стояли тут в поисках дальнейшей дороги. Небольшой диалог дал понять, что проселочная дорога, по которой мы едем, и есть тот самый выезд на федеральную трассу. А точнее выезд на другую объездную дорогу, на которой уже есть указатели. Так же выяснилось что на ближайшей развилке наши дороги в Мерседесом разойдутся в разные стороны. Жаль. Зато впереди маячила нормальная дорога и возможность все-таки доехать до места назначения.
Хотя, как обычно, все оказалось не столь сказочно. Объездная, на которую мы выехали, тоже была не сильно ровной и направление иногда приходилось угадывать, а иногда все таки узнавать. Но было уже утро, народу вокруг было достаточно. Тот час, который мы потратили на выезд к дороге по которой все таки можно доехать по прямой до Чернигова, прошли не так интересно. В общей сложности на крюк в 50 километров, именно столько мы проехали по объездным, потратили 4 (четыре) часа!
Погостив у родственников неделю, двинулись в обратную дорогу, которая в общем прошла без проблемно. Дорогу выбрали в объезд, через таможенный пост Гремяч. Острых ощущений добавила дорога уже около самой границы, как раз в том районе, где мы плутали. Дорога была покрыта тонким слоем льда и было много аварий. Перед одним из поворотов увидел проблесковый маячок ГАИ. Загляделся, и в поворот покрытый голым льдом вошел куда быстрее нужного. Первая мысль – сейчас окажусь рядом с тем бедолагой на «каблуке» который уже лежал в кювете. Вторая – зато людей вокруг уже много. Третью подумать не успел, приус, мигая лапочкой стабилизации, уверенно прописал поворот. Дольше я еще несколько раз проверил (уже специально) систему. Работает отлично! Машинка упорно едет туда и только туда куда направлен руль.
Самое интересное, что все вышеописанное наш приус перенес стойко! Из повреждений, которые я осматривал уже в Москве, обнаружилось: немного поцарапанный передний бампер, оторванный брызговик, сильно потертая но целая защита картера, на днище остались небольшие затертости, и в одном месте был чуть-чуть задет кожух закрывающий высоковольтную проводку. Т.е. ничего, что влияет на дальнейшую эксплуатацию автомобиля! И это после 50 километров бездорожья!
Время идет, и мы снова поехали на Украину. На этот раз на Альфарде. По другой дороге и в другом составе. Но это уже другая история…
Мираж.